Фотография пляжа в ПротарасеВ колониальный период Кипр представлял собой типичный пример аграрно-сырьевого придатка английского империализма, специализированный на производстве минерального сырья и субтропических культур. С превращением острова в важную военно-морскую и военно-воздушную базу метрополии было связано определенно, хотя и весьма однобокое развитие коммуникаций и инфраструктуры.

Основой экономики Кипра были отсталое сельское хозяйство и небольшая промышленность по переработке его продукции, представленная мелкими и мельчайшими предприятиями с примитивным техническим оснащением и абсолютным преобладанием ручного труда. Более развитая добывающая промышленность, целиком ориентированная на экспорт, находилась в руках иностранного капитала.

Период национально-освободительной борьбы был замечен усилением экономической неустойчивости, а к моменту провозглашения независимости экономика Кипра была поражена серьезным кризисом, усиленным засухой и неурожаем. Национальный продукт в 1960 г. сократился по сравнению с 1959 г., значительных масштабов достигли безработица, эмиграция рабочей силы, «бегство» за границу частных капиталов.

Уже в первое десятилетие развития в условиях независимости положение в кипрской экономике было не только стабилизировано, но и начался ее рост, сопровождаемый важными структурными сдвигами, отвечавшими национальным интересам. Располагая малой территорией и небольшим населением, скромными естественными ресурсами, Кипр тем не менее в сжатые исторические сроки занял определенное место среди стран с динамичной экономикой.

Истекшие десятилетия независимого развития стали периодом быстрого становления и укрепления на Кипре частнокапиталистического предпринимательства. Согласно официальным данным, только за последнее десятилетие численность зарегистрированных частных компаний утроилась, достигнув в 1983 г. 17 450 против 5544 в 1973 г.

Активно действуют территориальные объединения местной буржуазии, в частности торгово-промышленные Палаты. Всекипрская торгово-промышленная палата, находящаяся в Никосии, включает 2500 членов и торговых и ассоциаций. Другое крупнейшее объединение частного капитала — Федерация предпринимателей и промышленников Кипра, основанная в 1960 г. В 1983 г. в нее входили 22 торговые ассоциации, 360 «прямых» и 1100 «косвенных» членов. После событий 1974 г. деятельность этих объединений ограничена югом страны. В северной же части Кипра, несмотря на имеющиеся ресурсы и определенный производственный потенциал, из-за отсутствия капиталов, предпринимательского опыта, общей
части буржуазии среди киприотов-турок они до последнего времени использовались лишь частично. Поток переселенцев из Анатолии не только не способствовал экономическому развитию северных районов Кипра, но в некоторых случаях оказывал на него дезорганизующее воздействие. Местная администрация пытается решать экономические проблемы контролируемой ею территории, привлекая капиталы и экономическую помощь Турции, за счет которых финансируются практически все сколько-нибудь крупные проекты и предприятия на севере Кипра.

Поэтому неудивительно, что в конце 70-х годов, кроме трудностей, связанных с необходимостью освоения оставленных киприотами-греками хозяйств и предприятий, экономика северной части Кипра оказалась под воздействием тяжелого кризиса, охватившего экономику Турции.

В 1960—1973 гг. его ВВП возрастал на 6% в среднем ежегодно, а в среднедушевом исчислении — на 5%. К началу 70-х годов сельскохозяйственное и промышленное производство Кипра по сравнению с началом 60-х годов более чем удвоилось. Динамизму кипрской экономики способствовал ряд внутренних и внешних факторов, среди которых в качестве основных можно указать следующие: определенный минимум инфраструктуры, относительно высокий уровень общей образовательной подготовки населения и, следовательно, качества рабочей силы, наличие квалифицированных кадров; выгодное географическое положение, использованное независимым Кипром для развития широких экономических связей; политика неприсоединения к военным блокам и относительно невысокий уровень военных расходов, что позволило правительству Кипра направлять с каждым годом все больше средств на социально-экономические цели.

Следует также отметить предприимчивость и международные связи кипрской буржуазии, привлечение частного иностранного капитала, использование для развития экономики как внешних кредитов и займов, так и зарубежного научно-технического опыта (в форме приобретения патентов и лицензий).

Важным инструментом ускорения экономического роста, перестройки колониальной экономики на национальную основу после обретения независимости стало государственное планирование и регулирование, причем их масштабы и задачи постоянно расширялись. Принятый в августе 1961 г. первый пятилетний план развития Кипра (1962—1966) охватывал лишь сферу экономики и осуществлялся силами одного государства. Его цель состояла в восстановлении хозяйства и создании условий для оживления активности частного капитала, вовлечения в производство незанятых людских ресурсов.

Однако реализация первого пятилетнего плана столкнулась со специфическими трудностями. Во-первых, правительству Кипра не удалось привлечь всю необходимую помощь Запада, которой намечалось профинансировать 23% намеченных капиталовложений (их общая сумма должна была составить 61 870 тыс. кипр. фунтов).

Во-вторых, возникшая в конце 1964 г. напряженность в отношениях между общинами потребовала переключения части государственных ресурсов на военно-полицейские цели. В результате капиталовложения по первому пятилетнему плану составили всего лишь 50— 60% от намеченных. И все-таки, хотя и частично, была выполнена программа инфраструктурного строительства, оживился приток в кипрскую экономику рабочей силы и капиталов, сократились масштабы безработицы. Второй пятилетний план (1967—1971) включал уже К только экономические, но и социальные аспекты, а в его реализации приняли участие как государственный, так и частный секторы — представители последнего были привлечены через так называемые консультативные комитеты к разработке наметок плана, определению путей и средств их выполнения.

Вторая пятилетка была успешно выполнена — среднегодовой прирост ВВП (в текущих ценах) достиг 8,3%, а исчисленный на душу населения — 7%. Общие инвестиции в экономику в период второго пятилетнего плата составили 44,7 млн. кипр. фунтов, из которых около 0% было обеспечено частным сектором. Среднегодовая норма внутреннего накопления была повышена до 20,1% против 18,7% в первую пятилетку.

Третий пятилетний план (1972—1976) ставил еще более широкие цели, охватывавшие экономические, социальные, физические, институциональные аспекты развития; предусматривались ускорение структурной перестройки и модернизация экономики, повышение ее обей производительности и конкурентоспособности на мировом рынке, в особенности в связи со вступлением Кипра в 1972 г. в качестве ассоциированного члена в ЭС; особое внимание было обращено на увеличение масштабов накопления.

Общий объем инвестиций по третьему пятилетнему плану должен был составить 350 млн. кипр. фунтов, из которых 120 млн. (34,3%) брало на себя государство и 30 млн. (65,7%)—частный сектор. Однако летом 1974 г. выполнение третьего пятилетнего плана было прервано антиправительственным путчем и последовавшем за ним высадкой на остров турецких войск.

В результате военных действий значительная часть национального богатства Кипра была уничтожена, а его экономика находилась в состоянии разрухи. На оккупированной Турцией территории оказалась существенная часть хозяйственных ресурсов и предприятий. Достаточно сказать, что до событий 1974 г. там производилось до 80% цитрусовых, 70% зерновых, 45% оливок, 25% картофеля, вся продукция табаководства, располагалось 6% всех мощностей добывающей промышленности, обеспечивалось 60% выручки от туризма. Экономическая разpyxa вызвала резкое обострение проблемы занятости, обеспечении жильем и работой только на юге острова нуждалось около 200 тыс. человек — в основном беженцев с оккупированной территории.

Для восстановления экономики и решения социально-экономических проблем, вызванных турецким вторжением и расколом страны, правительство Республики Кипр осуществило три двухлетних чрезвычайных плана экономической деятельности: первый (1975—1976), второй (1977—1978) и третий (1979—1981). Совокупные капиталовложения по этим планам составили около 1 млрд. кипр. фунтов, из них свыше 40% было профинансировано из внешних источников. 15 результате экономический потенциал южной части острова, контролируемой правительством, был существенно укреплен, безработица, достигавшая в 1974 г. 35% всего самодеятельного населения, была в значительной степени ликвидирована, основная масса беженцев была трудоустроена и обеспечена жильем. Однако перед страной вставали новые сложные проблемы, связанные с неравномерностью отраслевого развития, возникновением диспропорций между ростом промышленности и сельского хозяйства, производством в целом и сферой услуг. Расширение спроса на товары массового потребления, в значительной степени удовлетворяемого за счет импорта, стало оказывать серьезное давление на платежный баланс и уровень цен. В то же время рост издержек производства, в особенности в результате повышения цен на импортные товары, сдерживал капиталовложения в производственную сферу; это, так же как и недостаточная производительность труда, стало снижать конкурентоспособность кипрского экспорта.

В результате фактического раскола кипрской экономики на две части разрыв в социально-экономическом положении двух общин, который имел место и до 1974 г., обозначился еще более резко: в 1983 г. среднедушевой национальный продукт южной части Кипра достиг 1000 долл., а в северной части он был в 3 раза меньше— 300 долл. Углубление экономического неравенства между двумя частями острова принадлежит к числу факторов, обостряющих противоречия между общинами киприотов-греков и киприотов-турок.

Общественный продукт и накопление. Большая неравномерность роста национального продукта Кипра — следствие трех основных факторов:
I) политическая неустойчивость — наибольшие спады в динамике национального продукта имели место в периоды обострения межобщинных противоречий (1964, 1968 гг. и особенности 1974—1976 гг.), нарушавших процесс воспроизводства, подрывавших нормальную хозяйственную жизнь страны;

2) воздействие циклических и структурных кризисов в мировой капиталистической экономике;

3) зависимость кипрской экономики от складывающихся погодных условий—засухи и неурожаи, периодически обрушивающиеся на кипрское сельское хозяйство (1968, 1970, 1972, 1980, 1983 гг.), постоянно оказывают влияние на итоги хозяйственной деятельности страны, вызывая спады в экономическом развитии.

В целом же указанные факторы переплетаются и часто накладываются друг на друга.
Одним из главных условий, обеспечивавших общее расширение общественного продукта Кипра, объем которого в твердых ценах в 1983 г. превышал уровень I960 г. в 2,8 раза, было наращивание нормы и массы ресурсов, используемых на накопление.

Данные за 1974—1983 гг. характеризует накопление лишь в южной части острова. Достигнутая норма накопления — из самых высоких среди развивающихся стран.

Рост общественного продукта Кипра сопровождался изменениями в его отраслевой структуре.

В начале 80-х годов Кипр вновь возвращается к долгосрочному планированию — был разработан и принят четвертый пятилетний план (1982—1986) экономического развития. При его разработке были учтены как внутренние негативные моменты, выявившиеся в начале 80-х годов в кипрской экономике, так и внешние факторы, связанные с развитием очередного экономического кризиса в мировом капиталистическом хозяйстве.
Не ставя целью достижение сверхвысоких темпов роста (они запланированы в 4% в среднем в год для экономики в целом и в 6,3% —для промышленного производства), план делает упор на рост производительности труда, общую рационализацию экономики, повышение ее эффективности путем внедрения современной технологии и методов производства и управления. Это, как ожидается, позволит повысить конкурентоспособность кипрской продукции на мировых рынках. План предусматривает увеличение кипрского экспорта в среднем на I 1,4%) в год, а доходов от туризма — на 24%. Это, в спою очередь, будет содействовать укреплению платежного баланса страны. Другие не менее важные задачи четвертого пятилетнего плана — борьба с инфляцией, укрепление энергобаланса страны, поощрение частнокапиталистического предпринимательства в сфере материального производства и в индустрии туризма.

Как и в прошлые годы, экономическое развитие Кипра осуществляется в русле «смешанной экономики»— сочетания государственного и частного предпринимательства. Если в 60—70-е годы государство концентрировало свои усилия на развитии преимущественно производственной и социальной инфраструктуры, предоставляя частному сектору свободу действий в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, то теперь был взят курс на активизацию государственного предпринимательства и в этих отраслях, в особенности когда речь идет о капиталоемких и дорогостоящих объектах, не привлекающих частника.

Основная тенденция при изменениях в структуре ВВП Кипра состоит в снижении доли сельского хозяйства и за этот счет — роста современных промышленных отраслей. В 1980—1983 гг. эта доля составляла лишь —12% в среднем в год по сравнению с 21—22% в I960—1963 гг.
Существенные перемены в кипрской экономике по сравнению с колониальным периодом находят отражение в динамике всех других частей ВВП. Уже в первое десятилетие после достижения независимости в результате свертывания деятельности иностранных горнодобывающих компаний (предлогом для этого явилось истощение запасов ископаемых) удельный вес промышленности в ВВП резко сократился, однако спустя десятилетие он начал постепенно возрастать - теперь уже благодаря развитию национальной обрабатывающей промышленности - заметно возрос также удельный вес строительства. Большие изменения претерпела и сфера услуг — по сравнению с колониальным периодом вырос вклад в ВВП торговли, кредитной системы, туризма. Ломка колониального аппарата управления привела к резкому сокращению доли в ВВП государственного управления, однако впоследствии с расширением функций государства она стала вновь повышаться. В начале 80-х годов выявилась тенденция известной гипертрофии сферы услуг, которая под влиянием ряда внутренних и внешних условий и факторов становится одной из основных сфер приложения частного капитала. Кипрские экономисты видят в этом проявление неблагополучия в социально-экономической структуре страны, связывая его с ростом инфляции, дефицитности внешней торговли, ослаблением эффективности государственного контроля и регулирования частнокапиталистического предпринимательства.

Если же говорить об общих итогах развития страны за последние четверть века, то несомненно, что вопреки многим трудностям и испытаниям кипрская экономика осуществила как количественный, так и качественный скачок — значительно повышен общий и среднедушевой Объем национального дохода, во многом преодолена прежняя колониальная аграрно-сырьевая структура хозяйства. Кипр ныне является аграрно-промышленной страной среднего уровня развития.