Государственный бюджет Кипра значительно возрос в последние десятилетия колониального периода. С 951 тыс. кипр. фунтов в 1940 г. он поднялся до 5980 тыс. в 1950 г., а на 1960 г. он был запланирован в размере 29 380 тыс. кипр. фунтов.
Основными источниками государственных доходом Кипра в колониальный период были налоги на местное население, тогда как налогообложение иностранных горнодобывающих компаний было минимальным.
Обычные источники доходов колониальных властей на Кипре не могли покрыть их растущие военнополицейские расходы. Характерной чертой бюджета Кипра, в особенности в 50-е годы, стали значительные дефициты, которые покрывались субсидиями метрополии.
После 1960 г. правительство Республики Кипр переходит к самостоятельной бюджетной политике, подчиняя ее целям укрепления политической независимости, экономического и социального развития.
С расширением функций молодого государства связан быстрый рост государственного бюджета — его объем, равный 17 млн. кипр. фунтов в 1961 г., в 1985 г. намечено довести до 440 млн. Отношение бюджетных расходов к валовому национальному доходу выросло с 15,2% в 1966 г. до 21% в 1973 г. и 29% в 1982 г. Как и для большинства развивающихся стран, для Кипра характерно отставание роста обычных доходов от расходов, развитие бюджетного дефицита. Если в 60-е годы бюджетные дефициты возникали в отдельные годы, то с 1972 г. они становятся хроническими, а их масштабы возрастают: в 1973 г. бюджетный дефицит был равен 13,4 млн. кипр. фунтов, в 1984 г. — 77 млн., а в 1985 г.— около 95 млн. кипр. фунтов. С развитием дефицитности государственного бюджета связано значительное расширение государственного долга Кипра.
Структура кипрских золотовалютных резервов (на 31 декабря 1983 г.) была следующая: из их общей суммы 532,1 млн. долл. запасы валюты составляли 514 млн., золото — 13 млн., специальные права позаимствования — 0,2 млн. и резервы в МФВ — 4,9 млн. долл.
Поддержание стабильности денежного обращения постоянно находилось в центре внимания правительства независимого Кипра. На протяжении 60-х годов денежное обращение Кипра в целом характеризовалось устойчивостью. В 1970—1973 гг. наблюдался умеренный рост цен. Так, на потребительские товары он составлял 5,5% ежегодно. В последующий период под влиянием подъема инфляции в мировой капиталистической экономике, в результате кризиса и разрухи, порожденных военными действиями и расколом страны в 1974 г., на Кипре разнилась инфляция. В апреле 1980 г. индекс оптовых цен (1972 г. = 100) достиг 232 единиц, почти в той же степени поднялись цены на импортные товары.
Борьба с инфляцией была включена в число первоочередных задач в программу экономической стабилизации, принятую правительством Кипра в 1980 г. Уже в 1981 г. удалось снизить рост цен до 10,8% против 13,5% в 1980 г.; в 1982 г. рост цен составил 6,4%, в 1983 г. — 5%, в 1984 г. — 6%.
По-прежнему в крайне расстроенном состоянии находится денежное обращение в северной части острова. С 1975 г. здесь обращается турецкая лира, с мая 1983 г. объявленная официальной денежной единицей. Сильнейшая инфляция, поразившая Турцию с конца 70-х годов, перебросилась и на север Кипра. Только за 1983 г. цены выросли более чем на 70%, а в 1984 г. — на 60%. Рост дороговизны является не только основным фактором резкого падения жизненного уровня трудящихся, но и одной из причин стагнации экономики. В результате повышения процентных ставок в банковской системе Турции происходит отлив денежных фондов из северных районов Кипра в турецкие банки. Кроме того, инфляция породила сильный разрыв между официальным и рыночным курсами денег, став причиной оживления спекуляции и контрабанды между северной и южной частями острова.
С середины 1974 г. в северной части Кипра деятельность местной кредитной системы фактически свернута, операции по кредитованию мелких производителей, входящих в кооперативные объединения, в небольших масштабах осуществляет Кипрский турецкий кооперативный банк. Заметную активность на оккупированной территории проявляют Сельскохозяйственный банк Турции, выполняющий функции центрального банка, и Деловой Банк Турции.
Основные операции по внешней торговле осуществляются преимущественно через вышеназванные турецкие и некоторые другие иностранные банки. В 1981 г. руководство турецкой общины объявило о своем намерении создать в ближайшие годы собственный Центральный банк с эмиссионными функциями и правом контроля за денежным обращением и валютными операциями, а также Банк развития для долгосрочного кредитования промышленности и других отраслей.
Денежное обращение. Денежная единица Республики Кипр — кипрский фунт, равный 100 центам. В обращении находятся банкноты достоинством 10, 5 и 1 фунт, также 50 и 25 центов; металлическая монета: 0,5, 1, 2, , 10, 20, 50 центов и 1 фунт. Эмиссия собственных бумажных денежных знаков была начата Центральным Банком Кипра в 1964 г., а металлической монеты, 1963 г. Ранее в обращении находились денежные знаки метрополии.
Денежная масса значительно расширилась за последние десятилетия, ее структура характеризуется растущим преобладанием доли средств на текущих счетах по сравнению с денежными средствами, находящимися в обращении.
В течение более 10 лет после достижения независимости Кипр входил в «стерлинговую зону» и кипрская валюта была привязана к английскому фунту стерлингов; все колебания его курса автоматически распространялись и на кипрский фунт. Введение в июле 1973 г. «плавающего» курса кипрского фунта означало фактический конец его привязки к английскому фунту. На середину 1985 г. курс кипрского фунта по отношению к основным валютам составлял: 1,7 ам. долл., 1,2 фунта стерлингов, 5,0 марки Германии, 15,1 французского франка. Ростом и стабильностью в целом характеризуется и состояние золотовалютных резервов Республики Кипр.
Кроме того, на Кипре действует (еще с колониальных времен) ряд иностранных банков: в том числе английские «Барклейз Бэнк Интернешенэл Лтд», «Ломбард Бэнкинг Лтд», а также Национальный банк Греции. В 1982 г. в Лимасоле открыл свое отделение арабский банк «Бэнк оф Кредит энд Коммерс Интернешенэл», зарегистрированный в Люксембурге. Правительством взят курс на привлечение в страну иностранных банков в форме заграничных филиалов.
В законодательстве, регулирующем банковскую деятельность, упрощены формальности по созданию подобных заграничных филиалов иностранных банков — податель заявки должен иметь «хорошую репутацию» и внести в Центральный банк Кипра взнос в размере 15 тыс. долл. для покрытия издержек по контролю. Политика кипрских властей направлена на превращение страны в ближайшие годы в финансовый центр капиталистического мира на Ближнем Востоке. В 1984 г, в южной части Кипра находились отделения пяти крупнейших транснациональных банков, имевших разрешение кипрского правительства на ведение банковских операций.
В годы независимости происходит быстрый рост ресурсов банковской системы страны; основная их часть формируется за счет вкладов: их общая сумма с 59 млн. кипр. фунтов в 1963 г. возросла до 793 млн. в 1983 г., из которых 72% было срочными, 11%—сберегательными и 17% —- текущими. Рост ресурсов банков позволил им значительно расширить операции, в том числе кредитные. Общая сумма кредитов и займов (включая переучет векселей) в 1983 г. достигла 610 млн. Кипр, фунтов. В соответствии с задачами экономического развития совершенствуется также и отраслевая структура использования кредитных ресурсов, их растущая часть поступает в сферу производства. Так, в 1983 г. в промышленность было направлено 28% всех кредитов, предоставленных депозитными банками (в 1966 г. — 39,6%), в строительство — 13% (2,8%), тогда как в торговлю (внутреннюю и внешнюю) — 27,9% (40,2%).
Официально установленная процентная ставка (на 1981 г.) по кредитным операциям равна 9%, по переучетным операциям Центрального банка Кипра — 6%. По вкладам процентная ставка колеблется в зависимости от их вида и срочности от 2 до 7%.
На Кипре действует также около 50 местных и иностранных страховых компаний, в том числе восемь — по страхованию жизни.
Соглашение, подписанное в ноябре 1984 г. между Турцией и администрацией северной части Кипра «Об основных направлениях экономического и финансового сотрудничества», предусматривало ежегодное сокращение на 20% финансовой помощи Турции и ее полное превращение к 1991 г.
В то же время это соглашение предусматривает меры для привлечения в северную часть Кипра капиталовложений из Турции и предоставление в связи с этим турецким предпринимателям ряда льгот.
Кредитная система получила заметное развитие в период независимости. После 1974 г. она распалась на две автономно функционирующие части, не связанные вежду собой. Основная часть кредитно-банковских учреждений находится на территории, контролируемой правительством республики. Главным звеном кредитно-банковской системы Кипра является Центральный банк Кипра, основанный 24 июня 1963 г. с капиталом 100 тыс. кипр. фунтов, ему предоставлены широкие полномочия по поддержанию стабильности денежного образования и кредита, а также устойчивости платежного баланса как необходимых условий поступательного развития экономики. Центральный банк Кипра регулирует денежную массу в обращении и осуществляет дополнительные эмиссии, поддерживает требуемый уровень ваттных резервов и следит за выполнением закона о валютном контроле. Центральный банк Кипра является банкиром и консультантом правительства по финансовым вопросам, а также банком банков, действующих в стране, осуществляя контроль за деятельностью отдельных банковских учреждений.
В стране действует ряд местных банков: Банк Кипра (включающий Ипотечный банк Кипра), Кипрский народный банк, «Хелленик банк», Банк развития Кипра, Центральный кооперативный банк.
В 1982 г. был создан новый инвестиционный банк — Кипрская корпорация инвестиций и ценных бумаг — с капиталом 1 млн. кипр. фунтов для финансирования частных капиталовложений в промышленности. Его учредителями и акционерами являются МБРР (в лице МФК), владеющий 20% акционерного капитала, а также Банк Кипра и Банк развития Кипра — у каждого по 40% капитала. Наряду с выполнением обычных банковских и коммерческих операций новый банк уполномочен способствовать превращению мелких частных предприятий в акционерные компании и участвовать в создании на Кипре фондовой биржи.
До 1982 г. свыше половины государственного долга Кипра приходилось на внутреннюю задолженность, основная часть которой размещается в Организации социального страхования. В последние годы стал доминировать внешний долг, в 1984 г. достигший 500 млн. кипр. фунтов (800 млн. долл.). Уже в 1980 г. платежи по погашению основных сумм и процентов по внешнему долгу превышали 40 млн. долл. Большая часть обычных бюджетных доходов (70% 1981 г.) мобилизуется при помощи налоговой системы (около 65%) всех налоговых поступлений — от косвенных налогов, половина которых обеспечивается таможенными пошлинами и сборами и около 40% акцизами.
Почти 80% поступлений от прямых налогов приходится на подоходный налог, 9% — на сбор с владельцев транспортных средств, 3% — на налог на наследство, 8%— другие поимущественные налоги. Заметное место среди доходов кипрского бюджета занимает также арендная плата, главным образом за разработку недр, после событий 1974г. республика Кипр получает регулярные субсидии от Греции. В 1981 г. греческое правительство приняло решение об увеличении на треть размеров субсидий Кипру, что привело в последующие годы к росту этой статьи дохода до 19 млн. кипр. фунтов против 12 млн. в предшествующие годы.
Основные статьи расходования кипрского бюджета — выплата жалованья государственному персоналу — всех ассигнований (в 1981 г.), субсидии и дотации (включая пособия беженцам, субсидирование закупочных цен) — 18,8, платежи по государственному долгу - 14,1, содержание полиции — 7,7, армии—1,5%. Около 20% государственных финансовых ресурсов начисляется на социально-экономические цели в рамках специально созданного «бюджета развития». Для Кипра характерен постоянный рост этих расходов, являющихся основным источником финансирования государственных планов. По отношению к ВВП расходы кипрского государства на развитие с 2,8% в 1966 г. повысились до 4,7% в 1970 г. и 4,8% в 1983 г.
После 1975 г. свой автономный бюджет имеет северная часть острова, который по структуре копирует бюджет Турции: в его составе текущие расходы, капиталовложения и трансферты; по образцу Турции финансовый год был первоначально установлен с 1 марта; начиная 1с 1983 г. он (как и в Турции) совпадает с календарным. До половины ресурсов бюджета турецкой общины Кипра формируют субсидии и займы из государственного бюджета Турции, остальные средства мобилизуются с помощью налогов и внутренних займов.