Фотография фонтана с обезьяной в Абрау-Дюрсо.
Фонтан, изображающий маленькую обезьянку, сидящую на только что открытой бутылке шампанского.

На заводе шампанских вин «Абрау-Дюрсо» есть немало потаенных уголков и секретов, которые до сих пор остаются неразгаданными. Одной из таких любопытных загадок является фонтан, изображающий обезьянку, сидящую на открытой бутылке шампанского, из которой струится пенистый напиток.

Что символизирует этот забавный зверек, как он связан с шампанским и откуда он взялся на юге России, ведь, как известно, Краснодарский край никогда не был ареалом обитания обезьян? История создания фонтана, как и его идейная составляющая на сегодняшний день неизвестна. Сохранилась лишь одна фотография, относящаяся к 1935-1939 гг., на которой группа студентов вместе со своим руководителем, легендарным профессором А. М. Фроловым-Багреевым запечатлена на фоне таинственного фонтана. Антон Михайлович Фролов-Багреев (1877-1953) - русский советский учёный-винодел, специалист по игристым винам, глава российской школы шампанистов.

Фотография А. М. Фролова-Багреева с группой студентов у фонтана с обезьянкой.
А. М. Фролов-Багреев с группой студентов у фонтана с обезьянкой.

Хотя легенда о сюжете фонтана все-таки существует. Вроде бы в аристократических домах обучали небольших обезьян открывать шампанское. Обезьяна открывала бутылку, шампанское с пеной вылетало из горлышка, чем ужасно пугало животное. Обезьяна пыталась заткнуть горлышко бутылки, от чего шампанское брызгало еще сильнее. Вот такие милые развлечения были у аристократов.

Предположительно во время битвы за Новороссийск и оккупации хозяйства немецкими войсками в 1942 году фонтан был разрушен. Однако молва о знаменитом на весь юг России фонтане еще несколько десятилетий продолжала ходить среди местных жителей.

В 2008 году фонтан получил свое второе рождение. Нынешнее руководство завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо» решило вернуть людям радость созерцания удивительного фонтана. Скульптором Андреем Асерьянцем была проведена уникальная работа - по единственной сохранившейся старой фотографии (фотография А. М. Фролова-Багреева со студентами, приведенная выше) он восстановил скульптурную композицию старинного фонтана.

Фотография восстановленного фонтана с обезьянкой в Абрау-Дюрсо.
Восстановленный фонтан с обезьянкой.

Был даже разработан дизайн этикетки шампанского «Абрау-Дюрсо» с изображением фонтана с обезьянкой.

Фотография бутылок шампанского Абрау-Дюрсо с изображением фонтана с обезьянкой на этикетке.
Фонтан с обезьянкой изображен на этикетке шампанского «Абрау-Дюрсо».

Фонтан с обезьянкой несколько раз упоминается в романе Николая Зарудина «Тридцать ночей на винограднике». Роман был издан в 1933 году.

Иконка цитаты. В саду, у шампанского здания, с пихтами, с туями, в запустении роз и одичавших кустарников, в цементной прохладе плескался фонтан, поднимаясь из бронзы, зеленой от времени. Нежно пахли цветы и деревья. Столбик воды взлетал из горлышка скульптурной шампанской бутылки, падал вниз и заливал дождевой искрящейся пылью обезьяну, вылитую из металла. Она обвивала хвостом покатые плечи бутылки в пьяных корчах химеры, вода падала вниз, в царство невинной воды с красноперыми рыбками. В обезьяне сидела душа католической церкви, средневековье, тихие шаги монаха, открывшего в камнях кельи лукавый секрет шампанского.

Я слышу бессвязный лепет воды у фонтана, сквозь хвойные ветки ласкается солнце, обезьяньи гримасы, застывшие в бронзе, кажутся мертвым оскалом.

Мы подошли к фонтану. Вода радужно развевалась мельчайшей пылью. Обезьяна сидела на бутылке в бронзовых корчах. Ее острая мордочка гримасничала мертвым оскалом летучей потревоженной мыши.

- Я не верю ни в какие случаи, - сказала она твердо. - И зачем создавать фетиши из вещей, хотя бы и для воспоминаний? Нас, женщин, напрасно обвиняют в этих грехах. У меня нет ни одной дорогой для меня вещи. Я не люблю антикваров, библиофилов. Они просто сумасшедшие. И я не хочу запоминать этой противной обезьяны. Пожалуйста не думайте ни о каких случаях. Пойдемте!

И я захожу в сад, где в брызгах фонтана корчится бронзовая обезьяна и вечно падает шопот средневекового монаха.

— Н. Н. Зарудин «Тридцать ночей на винограднике»

Обратите внимание, как Николай Зарудин описывает обезьяну: «в пьяных корчах химеры», «обезьяньи гримасы, застывшие в бронзе, кажутся мертвым оскалом», «в бронзовых корчах», «её острая мордочка гримасничала мертвым оскалом летучей потревоженной мыши», «не хочу запоминать этой противной обезьяны». Создается не очень симпатичный образ, не правда ли? Особенно сравнение с оскалом летучей мыши, который выглядит и правда ужасно. Очевидно, что обезьянка на оригинальном фонтане не выглядела милой и смешной. Но зато, судя по строчкам из романа, была изваяна очень реалистично. Возможно, неизвестный скульптор изобразил момент испуга животного, отсюда и гримаса, оскал зубов и скорчившееся на бутылке тело.

А вот к обезьянке на восстановленном фонтане эпитеты писателя совсем не подходят. У нее расслабленная поза, спокойное, созерцательно-мечтательное выражение морды, рот закрыт, уголки губ приподняты будто в улыбке, и горлышко бутылки она прикрывает как бы между прочим, в задумчивости, без напряжения. Читал ли современный скульптор описание обезьянки в романе, неизвестно. Возможно, что читал, но решил изваять симпатичную и спокойную, а не испуганную и оскаленную обезьяну.

Фотография фонтана с обезьяной в Абрау-Дюрсо крупным планом.
Восстановленная скульптура обезьянки крупным планом.

Теперь фонтан со скульптурой обезьянки украшает внутренний двор завода столовых вин «Абрау-Дюрсо», и каждый гость, приезжающий в Абрау-Дюрсо, неизменно добавляет в свой фотоархив «фонтан с обезьянкой». Приезжайте и вы на родину российского виноделия в поселок Абрау-Дюрсо, и, может быть, именно вам обезьянка расскажет о своем секрете...