Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Коллаж из фотографий бронекатера проекта 1124 - современная копия, старое фото и схема расположения на дне Черного моря затонувшего катера этого проекта.
Бронекатер проекта 1124 на фотографии времен войны, пушка Лендера с затонувшего бронекатера БКА-73 на въезде на Крымский мост, бронекатер БКА-73 на дне Черного моря и современная копия бронекатера проекта 1125.
↓ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ: ↓

Энтузиасты клуба ЭПРОН открывают для нас тайны и судьбы затонувших кораблей

В августе 2006 года в акватории Керченского пролива проводилась очередная, XVII, подводно-археологическая экспедиция «Тамань-2006», организованная тольяттинским военно-патриотическим клубом ЭПРОН (Экспедиция подводных расследований общества «Нептун-про»). Всего в экспедиции приняло участие 53 человека из Тольятти, Саратова, Москвы, Воронежа и Самары. Работы велись под патронажем Краснодарского историко-археологического музея им. Е. Д. Фелицына и его представителя - старшего научного сотрудника Александра Кондрашева.

Поиск затонувших кораблей проводили совместно с воронежской группой с предприятия подводно-технических работ «Пётр» под руководством Виталия Латарцева. Это предприятие занимается работами, связанными с геофизическим исследованием профиля дна с помощью гидролокатора бокового обзора, но попутно помогает местным археологам и нам (подводным исследователям) своим высококлассным оборудованием.

В тот раз мы целенаправленно сканировали дно на траверзе мыса Тузла. Ранее в этом районе нами уже были обнаружены три затонувших судна: торпедный катер типа Г-5, мотобот проекта ДБ-165, катер-тральщик типа «Р», а также поднято орудие ЗИС-3.

Поиск затонувшего военного корабля бронекатера БКА-73

Катер с сонаром проходил по намеченному маршруту, одновременно проводя сканирование дна. Ширина захвата была по 50 метров по сторонам от катера. «Мертвая» зона под гидролокатором варьировалась, в зависимости от глубины, от 5 до 10 метров. При обнаружении объекта фиксировались координаты, ставился буй. Затем за катером с оборудованием шла лодка с осмотровой командой. Именно она и проводила первичный осмотр объекта, фиксировала его размеры, проводила поверхностный осмотр по поводу нахождения взрывоопасных предметов, опасных конструкций для проведения водолазных работ. Затем все материалы обследования обрабатывались на берегу, в штабе.

Фотография дайверов, тянущих по прибойным волнам резиновую лодку.
Осмотровая команда возвращается на берег после очередного погружения.

Так произошло и в этот раз, 7 августа. Первоначально предполагалось, что объект - это немецкая быстроходная десантная баржа (БДБ). Были найдены два орудия с очень большим диаметром ствола (около 40 см). Но, по моим данным, в этом районе БДБ не тонули. А диаметр ствола - это еще не его калибр. Нос затонувшиего корабля, судя по сонарному изображению, был сильно разрушен, и нельзя было по обводам воссоздать очертания корабля. Но когда мне начали описывать корму, а точнее, Т-образную невысокую надстройку с характерной скобой-ступенькой, я пришел в неописуемый восторг. Это должен быть бронекатер проекта 1124!

Схема расположения затонувшего судна на дне моря.
Схема расположения останков затонувшего катера БКА-73 и пушки Лендера на дне Черного моря.

Дело в том, что наша команда уже несколько лет занималась обследованием объекта, затопленного в районе рифа Панагия. Там, на дне, вверх килем лежит затонувший корабль, предположительно бронекатер. В нем были найдены кассеты со снарядами калибра 76,2 мм, но ни башен (от танка Т-34-76), ни другого вооружения найдено не было. Мы предполагали, что на катере могли стоять пушки Лендера (они были установлены на 15 катерах проекта 1124), но их не нашли. По архивным данным, в проливе затонуло три бронекатера на стороне Крымского полуострова и один «разбит авиацией противника в Тамани», но до сих пор ни один из них найден не был. Предполагалось, что на Панагии лежит именно он...

Найден затонувший бронекатер проекта 1124!

Представьте чувства искателя, когда все данные, сведенные воедино, открыли картину произошедшего. Не терпелось быстрее произвести осмотр найденного затонувшего корабля. Был проведен брифинг с командой исследователей, каждой группе отведен свой участок работ и зона ответственности.

Волнение в тот день было 3-4 балла, расстояние до объекта около 3 км от берега. Глубина 7-9 метров. Видимость 7-8 метров, что для пролива очень даже хорошо. Погрузились с лодок на затонувшее судно и сразу же наткнулись на орудие. Так и есть! Это знаменитое орудие времен Первой мировой войны, пушка Лендера (простая русская фамилия простого русского инженера с Путиловского завода в Питере). Ее чертежи мы изучали последние лет пять, и ошибки быть не могло!

Коллаж из подводных фотографий затонувшего бронекатера БКА-73.
Бронекатер БКА-73 на дне Черного моря. Автомат ППШ с рожковым магазином.

Корма хорошо сохранилась, крышки люков взрывной волной сорваны со своих мест, леерного ограждения нет. В районе кормового орудия зияет большой разлом. Барбет с орудием выворочен со своего места и завален на правую сторону. В корме найдены два автомата ППШ: один с барабанным, другой с рожковым магазином. Рубка разрушена и лежит по левой стороне борта. Пулемет «Кольт» в рубочной башне не найден. В районе машинного отделения виден двигатель. Далее, по ходу в направлении носа затонувшего корабля, большие разрушения, самого носа нет. В 10 метрах от катера впереди слева лежит носовое орудие. Барбет также вырван. Еще одна находка обнаружена за кормой катера - это колеса от артиллерийской системы, но самого ствола не видно. Или он замыт, или его там не было, а колесная ось может быть и передком от орудия. А может, это и миномет. Мнения участников экспедиции разделились. Что это такое - предстоит узнать в наших следующих экспедициях.

Дальнейший осмотр показал, что это действительно бронекатер проекта 1124. По характеру разрушений можно сделать заключение, что катер атакован с воздуха. Сводка о гибели бронекатера от немецких авиабомб подтвердилась, но вот с местом гибели явно произошла ошибка километров на 15-20.

О результатах нашей работы мы тут же проинформировали главу администрации Тамани, большого патриота Геннадия Майкова. Уже вместе мы запланировали на празднование 62-й годовщины Победы найти и пригласить родственников моряков, погибших на этом корабле. Рассматривался и вариант создания в Тамани Музея моря, где будут представлены в экспозициях и наши находки: орудия ЗИС-3, М-42 (сорокапятка), швейцарский зенитный автомат «Эрликон» и множество других скорбных предметов, поднятых Клубом со дна Керченского пролива. Такая же судьба, скорее всего, ждет и одну из пушек Лендера с БКА-73.

Вот так ответ на один вопрос порождает массу других: какой же затонувший корабль лежит на Панагии и почему у него боеприпасы в стеллажах, но нет орудий? Корабль явно советский, но в сводках погибших в этом месте плавсредств кораблей с 76-мм орудиями не было.

Для нас, исследователей морских пучин, это новые приключения и новые открытия, а значит, новые экспедиции и новые радости оттого, что по крупицам открываются новые страницы нашей истории.

Затонувший бронекатер БКА-73 и мемориал «Пушка Лендера» на карте

Судьба бронекатера БКА-73

Итак, наша находка - бронекатер проекта 1124, бортовой номер на момент гибели БКА-73 (построечный № 31, с 18.08.1942 г. № 32, с 18.09.1942 г. № 111, с 16.11.1942 г. № 73).

Вооружение бронекатера БКА-73: 2 х 76,2 мм пушки Лендера, 1 х 12,7 мм пулемет. В ходе войны из-за дефицита штатных танковых башен на корпусах 15-ти бронекатеров установили старые зенитные пушки Лендера.

  • Заложен в 1941 г., спущен на воду летом 1941 г.;
  • Вступил в строй в декабре 1941 г.;
  • 7 января 1942 г. вошел в состав Волжской флотилии;
  • Участвовал в обороне Сталинграда;
  • С 30 апреля по 18 августа 1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей;
  • 2 октября 1943 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота;
  • Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября - 11 декабря 1943 г.) - одной из крупнейших десантных операций в истории Великой Отечественной, когда в период с 31 октября до 11 декабря 1943 года советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тысяч бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
  • Погиб 2 ноября 1943 г. от прямого попадания авиабомбы. На судне погибло 19 моряков, в том числе командир катера, старший лейтенант И. П. Запорожец и отрядный артиллерист старший лейтенант Б. Н. Хоржевский, а также около 40 десантников. Спаслось только 2 моряка.
Первый раз в жизни я погрузилась с аквалангом на Бугазской косе (примерно в 40 км от места находки БКА-73), где лежит погибший в 1942 году танкер «Валериан Куйбышев». Об этом судне с драматической судьбой можно почитать здесь: Затонувший танкер «Валериан Куйбышев».
Старая фотография советского бронекатера проекта 1124.
Советский бронекатер проекта 1124.
Старая фотография бронекатера проекта 1124 в Керченском проливе в составе Азовской военной флотилии.
Бронекатер проекта 1124. Азовская военная флотилия, Керченский пролив.
Старая фотография бронекатеров типа 1124 в Керченском проливе, 1943.
Бронекатера типа 1124 в Керченском проливе, 1943.
Старая фотография бронекатера проекта 1124 с 76-мм зенитной пушкой Лендера в составе Волжской военной флотилии.
Бронекатер проекта 1124 с 76-мм зенитной пушкой Лендера. Волжская военная флотилия.
Фотография пушки Лендера.
Пушка Лендера.

ТТД бронекатера проекта 1124

  • Водоизмещение: стандартное – 44 т, полное – 52,2 т;
  • Длина: 25,3 м;
  • Ширина: 4,06 м;
  • Осадка: 0,76–0,9 м;
  • Мощность двигателей: 1700 л. с.;
  • Скорость: максимальная – 19,4 узла, экономическая – 11,1 узла;
  • Вооружение: 76-мм орудие в башне танка Т-34, два 12,7-мм пулемета «Кольт» или ДШК, два 7,62-мм пулемета (в нашем случае модификация катера с двумя 76,2-мм пушками Лендера, одним 12,7-мм пулеметом «Кольт»);
  • Бронирование цитадели и рубки: 5–8 мм;
  • Экипаж: 17 чел.

Текст: Станислав Долгов, руководитель XVII подводной экспедиции «Тамань-2006».

Пушка Лендера с БКА-73 - теперь это памятник морякам и десантникам на Крымском мосту

По инициативе поискового клуба ЭПРОН состоялся подъём пушки Лендера с бронекатера БКА-073 и её водружение на мысе Тузла у въезда на тогда еще строившийся Крымский мост. В настоящее время пушка Лендера стоит на смотровой площадке рядом со скамейкой «Крымский мост» на подъезде к косе Тузла. В 2009 г. Клуб предложил главе администрации станицы Тамань Геннадию Майкову поднять орудие со дна моря и увековечить память моряков-черноморцев и участников Эльтигенского десанта. Осенью того же года пушка была поднята, с ней провели ряд восстановительных работ, и к 9 мая 2010 г. она была водружена на постамент. Ежедневно, в летний сезон, сотни отдыхающих фотографируются на фоне орудия и отдают долг памяти погибшим в водах Керченского пролива в битве за Крым морякам и десантникам.

Фотография пушки Лендера на мысе Тузла.
Фото © Луценко Валерий.
Фотография пушки Лендера с затонувшего бронекатера БКА-73, установленной как памятник на мысе Тузла.
Фото © Луценко Валерий.
Фотография таблички с памятной надписью на мемориале «Пушка Лендера» на мысе Тузла.
«Советским десантниками, погибшим в 1941-43 гг. в водах Керченского пролива и Таманского залива в битве за Крым». Фото © Луценко Валерий.
Фотография таблички с рассказом об истории создания памятника на мемориале «Пушка Лендера» на мысе Тузла.
«Памятник сооружён по инициативе администраций Темрюкского и Таманского сельского поселения, открыт 8 мая 2010 года. Пушка Лендера обнаружена подводной археологической экспедицией Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына в 2008 году в 2,5 милях от берега на дне Керченского пролива. Бронекатер Азово-Черноморской флотилии вместе с пушкой погиб 2 ноября 1943 года в десантной операции от прямого попадания авиационной бомбы. Подъем пушки осуществили подводники южного филиала ГОСАКВАСПАС и частные лица. Транспортировку морским и сухопутным путем, реставрационные работы провели ЗАО «Таманьнефтегаз» и его подрядные организации. Камень, над которым водружена пушка Лендера, сняли с горы Панагия, как символ «очевидца» победного Керченского сражения под командованием Ф. Ф. Ушакова в 1790 году. Строительные работы выполнены ООО «Инстройформ». Реализация проекта на всех этапах осуществлена участниками безвозмездно. Автор памятника Г. Майков.» Фото © Луценко Валерий.

Бронекатер-музей «БКА-73» образца 1941 года в 2015 году отправился в памятную экспедицию

В 2015 году, к 70-летию Победы, на Тольяттинском судоремонтном заводе закончено строительство копии бронекатера проекта 1125 времён Великой Отечественной Войны. Прообразом послужил найденный в 2006 году бронекатер БКА-73 проекта 1124, о котором рассказывалось выше. Большой речной бронекатер именовался «Проект 1124», а малый — «Проект 1125». Эти катера схожи по конструкции. Воссозданием исторического судна несколько лет занимались участники тольяттинского клуба подводных исследователей «Wreck.ru» и специалисты Тольяттинского судоремонтного завода.

Бронекатер прошел по Волге одну тысячу километров от Тольятти до Волгограда в рамках экспедиции-реконструкции «Речные танки Сталинграда». Мероприятие было организовано, чтобы увековечить память моряков волжской военной флотилии, погибших во время Великой Отечественной войны.

Торжественный спуск на воду катера состоялся 30 апреля 2015 года. «БКА-73» прошел по маршруту Тольятти – Самара – Сызрань – Балаково – Вольск – Саратов – Камышин – Волгоград. 7 мая 2015 года «речной танк» прибыл в конечную точку пути, Волгоград, где и отметил День Победы. Во время стоянок бронекатера жители городов посещали его с бесплатной экскурсией и общались с командой судна.

Фотография копии советского бронекатера проекта 1125.
Бронекатер БКА-73 проекта 1125 на маршруте.
Фотография копии советского бронекатера проекта 1125, пришвартованного к другому судну.
Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография копии советского бронекатера проекта 1125 на судоремонтном заводе в Тольятти.
Бронекатер БКА-73 на судоремонтном заводе в Тольятти. Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография бронекатера БКА-73 на судоремонтном заводе в Тольятти.
Бронекатер БКА-73 на судоремонтном заводе в Тольятти. Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография паспортной таблички копии советского бронекатера проекта 1125.
Паспортная табличка воссозданного бронекатера БКА-73. Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография спасательного круга с номером бронекатера БК-73 на воссозданном бронекатере проекта 1125.
Спасательный круг воссозданного бронекатера с бортовым номером БК-73. Фото © Вадим Кондратьев.

Бронекатер «БКА-73» - это по сути плавающий музей. Внутри бронекатера находится экспозиция с экспонатами 1940-х годов, поднятых с затонувших кораблей и катеров. В рубке также много оригинальных деталей — штурвал, приборы и прочее.

На ранних катерах данного проекта были установлены 76-мм танковые пушки образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибра, в башнях от танка Т-28. Позднее стали устанавливать башни от танка Т-34.

Экипаж бронекатера состоял из 12 человек. В роль моряков волжской военной флотилии времен войны вошли участники подводного клуба «Wreck.ru». Они были одеты в точные копии обмундирования того времени. Быт военных моряков был полностью воссоздан: питание по рациону, ночные вахты, вечернее прослушивание патефона и так далее.

Фотография палубной надстройки копии советского бронекатера проекта 1125.
Во время остановок на пути катера, его могли осмотрить и внутри, и снаружи все желающие. Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография пулемета на палубе копии советского бронекатера проекта 1125.
Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография пулемета крупным планом на палубе советского бронекатера проекта 1125.
Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография рубки копии советского бронекатера проекта 1125.
Рубка бронекатера. Здесь много оригинальных деталей, взятых с судов и катеров военного времени. Фото © Вадим Кондратьев.
Фотография муляжа танковой пушки на воссозданном бронекатере проекта 1125.
На ранних катерах данного проекта были установлены 76-мм танковые пушки образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибра в башнях от танка Т-28. Позднее стали устанавливать башни от танка Т-34. Фото © Вадим Кондратьев.

Источники:

 

Если у вас есть, что добавить по теме, или остались вопросы, добро пожаловать в комментарии!