Продолжаем прогулку по Старому городу в Иерусалиме.
↓ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ ↓
- Карты Старого города Иерусалима
- Иерусалим - Елеонская гора, долина Кедрон, Гефсиманский сад, церкви, древнее иудейское кладбище
- Достопримечательности Старого города в Иерусалиме:
Часть 2
- Достопримечательности Старого города в Иерусалиме - продолжение:
- Израильские солдаты срочной службы
Где остановиться в Старом городе Иерусалима, читайте здесь: Отели и хостелы в Старом городе Иерусалима.
↓ Посмотрите экскурсии по Иерусалиму от лучших гидов, журналистов, историков, архитекторов и других интересных людей, для которых увлекать - это призвание! ↓
Синагога «Хурва», римская улица Кардо
Синагога «Хурва» раввина Иегуды Хассида служила центром общины евреев-ашкенази. Она носит имя раввина Иегуды Хассида, который пришел в Святую Землю в 1700 году и купил здесь землю. В XIX веке это была самая величественная синагога в Старом городе.
На фото ниже можно увидеть, что осталось в Еврейском квартале от Кардо Максимус, главной артерии города в римско-византийский период. Начиналась улица от сегодняшних Дамасских ворот.
Гора Сион
Гора Сион - это символ Иерусалима и всей Земли Обетованной. В 70 году нашей эры римлянами был разрушен Второй Храм и еврейский народ был рассеян, с тех пор он стремился вернуться на Землю Обетованную. Гора Сион - предполагаемое место Тайной вечери и дома священника Кайафы, который допрашивал Иисуса Христа перед его распятием. Как уже было сказано, существующие ныне стены Старого города возводили турки в XVI веке. Они повели строительство так, чтобы Сионская гора оказалась за пределами стен Иерусалима с целью сделать ее общественным местом, посвященным Аллаху («вакуф»).
Католическая церковь построена в том месте, где Богоматерь «уснула вечным сном» (dormitio). Эта церковь - одна из крупнейших и самых великолепных в Иерусалиме - построена бенедиктинцами в 1906 году. Островерхие башни и конический купол монастыря Успения Богоматери видны издалека и отмечают местонахождение горы Сион.
В здании церкви сохранены остатки прежних церквей, стоявших на горе Сион: византийской церкви священного Сиона и церкви Богоматери на горе Сион времен крестоносцев.
Могила царя Давида и горница Тайной вечери
Меня заинтересовала история места, где сейчас находятся предполагаемые могила царя Давида и горница Тайной вечери (Сионская горница). Пути трех религий переплелись здесь уже очень давно, как и во многих других местах в Иерусалиме. В этом здании на первом этаже находится «могила царя Давида» (место, почитаемое иудеями), на втором - горница Тайной Вечери (христианская святыня), а венчает здание мусульманский минарет. В наши дни на первом этаже размещается синагога, в помещении которой и находится кенотаф (символическая могила) царя Давида. Горница Тайной вечери сегодня принадлежит Израильскому государству.
После изысканий в Интернете и в книгах получилась вот такая хронология:
V век н. э. - на этом месте построена церковь, которая была позднее разрушена, как и все христианские храмы в Иерусалиме.
XII век н. э. - крестоносцы строят здесь церковь Богородицы, от которой до наших дней дошел лишь зал, который считается сейчас предполагаемой горницей Тайной вечери. Зал построен в типичном для той эпохи стиле, с ребрами на потолке и колоннами вдоль стен.
1219 г. - здание церкви (за исключением горницы Тайной вечери) разрушено мусульманами по приказу дамасского султана Малека аль-Муатема.
1335 г. - король Сицилии Роберт Анжуйский (1309-1345) покупает у султана Дамасского (или Египетского султана Малека эн-Насера Мухаммада (1310-1341)) весь участок с развалинами и горницей.
1342 г. - монахи-францисканцы строят на этом месте церковь и реставрируют горницу. С тех времен вид зала практически не изменился до наших дней.
1524 г. - турки изгоняют франицисканцев и строят здесь мечеть Эль Дауд, в честь Давида, которому мусульмане поклоняются как великому пророку.
1948 г. - мечеть прекращает свое существование.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня находится в центре христианского квартала. Он построен на предполагаемом месте распятия Иисуса Христа. Вокруг него множество церквей, монастырей, административных зданий всех направлений христианства, благотворительных учреждений и гостиниц для паломников, посещающих святые места.
У Храма проходит Крестный путь - Via Dolorosa - дорога, по которой по легенде Иисус шел к месту распятия в последние часы своей жизни. На пути - четырнадцать памятных мест, где Иисус останавливался, неся свой крест.
Делая остановки в отмеченных местах, паломники от средневековья до наших дней проходят последний путь Иисуса. Первая часть пути проходит через мусульманский квартал, остаток пересекает христианский. Для многих людей крестный путь - это высшая цель паломничества на Святую Землю.
Краткая история Храма Гроба Господня
335-336 годы - Основание храма. Император Константин принял христианство и издал свой эдикт, разрещающий христианское богослужение. Вместе со своей матерью Еленой он заложил на этом месте первую церковь.
614 год - Первое здание разрушено персами во время их вторжения.
616-626 годы - Восстановлено все разрушенное.
637 год - Иерусалим был осажден армией рашидов. Город был сдан после заключения мирного договора, и основные христианские святыни Иерусалима, в том числе храм Гроба, не подверглись разрушению.
1009 год - Халиф Аль-Хаким би-Амруллах под влиянием наветов против христиан разрешил разрушение христианских храмов в Иерусалиме и его окрестностях и убийство христиан. В результате была разрушена базилика храма.
1025-1028 годы - Восстановление храма при имеператоре Константине VIII.
1020-1037 годы - продолжение строительства, в частности возведение отдельно стоящих часовен, при императоре Константине Мономахе.
1130-1147 годы - Крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. Построенный храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа.
1160-1180 годы - В завершение ансамбля храма была возведена пятиярусная колокольня. Это было время заката христианских городов Палестины.
1187 год - Взятие Иерусалима египетским султаном Салах ад-Дином (Саладином). Салах ад-Дин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня.
1545 год - В результате землетрясения колокольня понизилась до того уровня, на котором она сейчас находится.
1555 год - Расширение храма и внутреннее убранство кувуклии монахами-францисканцами.
1808 год - Здание храма повреждено пожаром.
1808-1810 годы - храм восстановлен с участием архитекторов из разных стран.
1959 год - Начало масштабной реставрации храма.
1995-1997 годы - Реставрация купола.
Храм Гроба Господня принадлежит шести христианским конфессиям: католической, греческой православной, армянской, сирийской и коптской. Абиссинская конфессия занимает часть чердачного помещения.
На фотографии видна простая деревянная лестница, ведущая от карниза под окном справа к его подоконнику. Эта лестница носит название «недвижимая лестница» и символизирует межконфессиональные разногласия в христианстве. Окно, к которому она приставлена, принадлежит Армянской апостольской церкви, а карнизом (опора лестницы снизу) владеет Греческая православная церковь. Между шестью христианскими конфессиями существует соглашение - ничего не изменять, не двигать и не ремонтировать в храме без согласия всех шести конфессий. То, что «недвижимая лестница» стоит на своем месте и означает соблюдение этого соглашения.
Мечеть Омара
Мечеть Омара расположена напротив южного внутреннего двора Храма Гроба Господня. Как я уже писала в краткой истории Храма Гроба Господня, в 637 году Иерусалим был осажден армией рашидов под командой Абу Убайда ибн аль-Джарра. Патриарх Иерусалима Софроний согласился сдаться на том условии, что сдачу примет халиф Омар (халиф - самый высокий титул у мусульман).
Халиф Омар правил Арабским халифатом с 634 по 644 год. Десять лет его правления ознаменовались победоносным шествием ислама. Халиф Омар проводил также эффективную внутреннюю политику.
Итак, Халиф Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу города у Софрония. Софроний пригласил Омара в Храм Гроба Господня для молитвы, но, будучи мусульманином, Омар не мог молиться в христианском храме. Поэтому для молитвы халиф вышел во внутренний двор Храма. В честь этого события и была построена мечеть. В том виде, в котором она есть сейчас, ее построил султан аль-Афдал бин Саладин из династии Айюбидов в 1193 году. Минарет был построен позже, до 1465 года.
Башня Давида
Цитадель, более известная как Башня Давида, находится на западном склоне города рядом с Яффскими воротами. Правители Иерусалима, начиная от Хасмонидов во II веке до н. э. и Ирода Великого в I веке до н. э., постоянно укрепляли это место из-за его стратегического положения. Минарет, построенный во времена Оттоманской империи, и верхние башни - широко известные символы Иерусалима.
В настоящее время в цитадели находится музей истории Иерусалима «Башня Давида». В музейный комплекс входит и археологический парк во дворе цитадели, возраст которого 2700 лет.
И закончить мне хотелось бы цитатой из книги Генри Мортона (известный журналист и классик литературы о путешествиях) «От Каира до Стамбула», где он говорит об Иерусалиме:
«На приезжего, бредущего по узким улочкам Иерусалима, давит груз веков. И под ногами у него лежит несколько городов. Уже Иерусалим Евангелий стоял на чьих-то костях. А со времен Христа здесь поднялись и исчезли римский город Адриана, ранний христианский Иерусалим Константина, Иерусалим Омара, Иерусалим Крестоносцев, Иерусалим Саладина, Иерусалим Сулеймана и еще множество турецких Иерусалимов. И все эти города, то есть то, что от них осталось, лежат под нами один на другом. Это почти ужасает. Идти по Иерусалиму - все равно что идти по самой истории, попирать ногами прошлое.»
Израильские солдаты срочной службы
Во время экскурсии по Старому городу Иерусалима нам много раз встречались группы солдат. В основном это были юноши, но и девушек в форме мы тоже видели. В Израиле идти на военную службу обязаны как мужчины, так и женщины. Солдат видимо также привозили на экскурсии. Когда мы шли по узкому тротуары вдоль стены Старого города, нам встретилась целая колонна солдат, которые шли нам навстречу. Каждый нес большую сумку или рюкзак. Колонну замыкала небольшая группа девушек в форме также с сумками.
Первое, что бросается в глаза, - многие солдаты с оружием. По словам экскурсовода, вооруженные солдаты срочной службы на улицах израильских городов - совершенно обычное дело. Израиль - маленькая страна с игрушечными расстояниями (особенно по меркам России), поэтому место службы у многих находится совсем недалеко от дома. Вот они и ходят на службу, как на работу, а живут дома. При этом домой они возвращаются в полном обмундировании и оружие так же при них и тогда, когда они находятся не на службе. Но оружие носить с собой разрешают не всем - это решают психологи. Израильские военные психологи хорошо знают свою работу, так как (по словам экскурсовода) за все время существования израильской армии не было ни одного случая внеуставного применения оружия.