Коллаж из фотографий экотропы вдоль Машкинского ручья в Куркино
Экотропа вдоль Машкинского ручья в Куркино - красота природы рядом с нами.

Экотропа вдоль Машкинского ручья в Куркино - одна из экологических троп Москвы, проходящая вдоль Машкинского ручья и Машкинского оврага. Ручей и овраг являются частью природного парка «Долина реки Сходня» в Куркино.

Экотропа - мое любимое место прогулок, и я каждый раз радуюсь, что живу рядом с таким замечательным островком природы. Мне захотелось пригласить на прогулку по экотропе и читателей моего блога. Тропа поведет нас за собой любоваться подмосковной природой, наслаждаться тишиной, пением птиц, цветами и журчанием воды в ручье.

↓ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ ↓

Машкинский ручей

Машкинский ручей протекает по дну Машкинского оврага и впадает в реку Сходня. Это широкий и быстрый ручей.

• Машкинский ручей имеет два истока.
  • Первый исток течет со стороны Химкинского кладбища и имеет протяженность более 2,5 км. Он называется Хуторской или Кладбищенский. Кладбищенский ручей протекает параллельно Машкинскому шоссе и вдоль Химкинского кладбища. Потом он пересекает Машкинское шоссе и спускается в Машкинский овраг, по дну которого и течет уже на территории природного парка «Долина реки Сходня». Потом ручей протекает между землями гольфклуба и Новогорском и впадает в реку Сходня.
  • Второй исток называется Деревенский (еще я встречала название Куркинский), тянется примерно на 800 м и расположен с левой стороны от Кладбищенского.
  • Если взять суммарную длину Кладбищенского и Машкинского ручьев, то получится 3,5 км.
  • После места слияния Деревенского и Кладбищенского ручьев длина собственно Машкинского ручья - около 1 км.
  • В Машкинский ручей впадают еще пара ручейков без названия с Химкинского кладбища.

Машкинский ручей на карте

Экотропа вдоль Машкинского ручья

Экотропа проходит по склонам и по дну Машкинского оврага. Овраг глубокий и живописный, его склоны густо поросли большими деревьями и подлеском, образуя непроходимые джунгли.

Экотропа представляет собой деревянный настил с перилами, который проходит сначала вдоль склона Машкинского оврага, потом спускается на самое дно оврага и поднимается на противоположный его склон. Ровные участки на тропе чередуются с подъемами и спусками - тропа следует за рельефом местности. Подъемы и спуски довольно крутые, кое-где с лестницами. Так что если быстро идти или бежать, то это отличная тренировка на свежем воздухе.

У природы плохой погоды нет. Прогулки по тропе приятны в любое время года. Но в начале лета вдоль тропы особенно красиво - молодая зелень образует над тропой тенистый зеленый тоннель, который уступает место клумбам с цветами или естественным полянам с разнотравьем и цветами.

И что мне лично очень нравится - это тишина, как за городом, нет привычного фонового шума большого города.

На пути много скамеек, так что если крутые лестницы вас пугают, то зато есть комфортные места для отдыха.

По пути еще можете почитать на стендах, что тут растет и кто тут живет из птиц и насекомых.

Даже если очень сильный ветер, то в овраге и по его склонам тихо. А если вокруг жарко и яркое солнце, то здесь можно погрузиться в приятный зеленый сумрак.

Если нужно снять стресс, то рекомендую постоять на мостике над ручьем на дне оврага и послушать нежное, но энергичное бульканье быстро текущей воды. Сразу почувствуете облегчение и умиротворение - проверено на собственном опыте.

На правом склоне Машкинского оврага есть еще садик со скамейками, в который можно свернуть и в котором замечательные дорожки из деревянных кругляшков.

Внимание! Деревянный настил тропы может быть очень скользким:
  • после дождя.
  • покрытый слоем влажной осенней листвы.
  • зимой, покрытый тонкой коркой льда.
К сожалению, дерево довольно быстро гниет. Поэтому иногда на тропе попадаются подгнившие доски, которые угрожающе прогибаются под тяжестью тела. За тропой следят и регулярно подновляют, но при ходьбе и особенно беге нужно внимательно смотреть под ноги.

Как выйти на экотропу вдоль Машкинского ручья

Найти экотропу очень просто. Заходим в парк «Долина реки Сходня» и следуем за указателями. Вход в парк находится в районе дома № 31 по Соколово-Мещерской улице, недалеко от пересечения ее с Новокуркинским шоссе.

Фотография входа в парк Долина реки Сходни со стороны Соколово-Мещерской улицы
Вход в парк Долина реки Сходни со стороны Соколово-Мещерской улицы.
Указатель к Машкинскому ручью и памятник воинам
После входа в парк поворачиваем направо и видим указатель к Машкинскому ручью и лестницу вниз.
Фото лестницы вниз к Машкинскому оврагу
Спускаемся по этой лестнице и поворачиваем по дорожке налево.
Фотография еще одной лестницы, чтобы спуститься к Машкинскому ручью
Проходим немного по дорожке и видим еще одну лестницу вниз, спускаемся по ней.
Фотография моста через Машкинский ручей
Затем опять идем левее и видим вот такой мост через Машкинский ручей, вернее тот его исток, который называется Кладбищенским (невеселое какое-то название). Далее следует крутой подъем по деревянной лестнице вверх.
Фотография указателя на экотропу вдоль Машкинского оврага и деревянного настила, ведущего вниз
После подъема оказываемся на развилке и видим вот такой указатель на экотропу. Опять спускаемся достаточно круто вниз к ручью.
Продолжение спуска вниз к Машкинскому ручью и зона барбекю
Продолжаем спуск вниз к ручью. Слева - одна из зон барбекю, удобная и уютная.
Фотография небольшого водопада на Машкинском ручье
И вот мы на дне оврага и видим полноводный Машкинский ручей во всей красе. Здесь есть даже небольшой водопад.
Фотография Машкинского ручья
Вот такой полноводный Машкинский ручей в том месте, где он уходит под плотный зеленый покров леса и практически скрывается из глаз, чтобы потом показаться в том месте, где экотропа пересекает дно оврага.

С этого места нам предстоит подъем по экотропе на верх левого склона оврага.

Левый склон Машкинского оврага

Последуем за экотропой вдоль левого склона оврага. Замечательная прогулка!

Фотография большой улитки на экотропе вдоль Машкинского оврага
А вот как экотропа оправдывает свое название - вот такая огромная улитка, увлеченно жующая влажную зелень, мне встретилась после дождя на деревянном настиле тропы.
Фотография лестницы на левом склоне Машкинского оврага
Тропа взбирается вверх на левый склон Машкинского оврага.
Фотография экотропы вдоль левого склона Машкинского оврага
Наконец подъем прекращается, и тропа следует параллельно дну оврага по его левому склону. Как будто мы нырнули в зеленое море - со всех сторон нас окружает подсвеченная солнцем зелень разных оттенков. Тропа ведет нас дальше и дальше.
Фото экотропы вдоль левого склона Машкинского оврага и вид на овраг
С правой стороны от нас круто вниз уходит склон оврага. Внизу сплошные зеленые джунгли. Разглядеть ручей нет никакой возможности. Склон крутой, и поэтому на нем очень много больших упавших деревьев.
Фотография зеленой листвы на экотропе вдоль Машкинского оврага
Продолжаем двигаться в зеленом тоннеле, красиво подсвеченном солнцем. Солнечные лучи, проникая сквозь листву, приобретают приятный зеленоватый оттенок. Кружево листвы в ореоле солнечных лучей трепещет на легком ветерке. Вокруг громко поют птицы и перепархивают в зеленой глубине с ветки на ветку.
Фотография канавы с водой на экотропе вдоль Машкинского оврага
Параллельно тропе с левой стороны тянется живописная канава полная воды и покрытая ярко-зеленой ряской. Над канавой нависают березовые стволы и по берегам буйно растет всякая зелень, особенно хороши кусты папоротника с сильно изрезанными листьями. Папоротники создают ощущение настоящих джунглей.
Лестница на дно Машкинского оврага
И вот экотропа резко поворачивает с левого склона оврага вниз, на его дно.

Дно Машкинского оврага

На дне оврага вокруг экотропы очень красиво - разбиты клумбы, посажены ели и другие красивые хвойные растения, есть притаившиеся в зелени уютные скамейки.

Фотография огорода редких растений на дне Машкинского оврага
Первое что мы видим, спустившись на дно оврага, это огород редких растений, окруженный дорожкой из плит. Что это за растения, я не знаю, но, видимо, какие-то редкие. На вид они совсем не декоративные.
Фотография экотропы на дне Машкинского оврага и желтых цветов
Вдоль тропы на дне оврага разбиты клумбы. На общем зеленом фоне ярко выделяются цветы.
Фотография сиреневых цветов и желтых ирисов на дне Машкинского оврага
Желтые ирисы и растение с красивыми сиреневыми метелками на дне Машкинского оврага.
Фотография цветущего шиповника вдоль экотропы
По сторонам экотропы много цветущего шиповника, который не только красиво цветет, но и чудесно и сильно пахнет.
Машкинский ручей на дне машкинского оврага
А вот и наш старый знакомый - Машкинский ручей. Можно постоять на мостике, полюбоваться окружающим видом, посмотреть на воду и послушать мелодичное пение ручья. А тропа продолжает вести нас дальше - начинается подъем на правый склон Машкинского оврага.

Правый склон Машкинского оврага

Фото развилки на экотропе вдоль Машкинского ручья
Экотропа немного поднимается на правый склон Машкинского оврага и делает развилку. Одна тропа уходит налево к очистным сооружениям, другая продолжает подниматься наверх по правому склону Машкинского оврага.
Фотография тропы к очистным сооружениям
Это ответвление от экотропы налево, которое ведет к очистным сооружениям. Этот участок тропы короткий и заканчивается площадкой со скамейками.
Заросли белых зонтичных растений
Вдоль тропы джунгли из растений, цветущих белыми зонтиками и распространяющих вокруг очень приятный медовый аромат.
Фотография экотропы на правом склоне Машкинского оврага
А основная тропа продолжает свой путь вверх по правому склону оврага к Машкинскому шоссе.
Фотография розового люпина на экотропе в Машкинском овраге
Тропа выбирается из оврага, и тут наступает время любоваться цветочными полянами. Здесь царствует люпин разных цветов, в том числе есть и такой нежно-розового оттенка.
Фотография зарослей синего люпина на экотропе вдоль Машкинского оврага
А это шикарные заросли люпина уже недалеко от Машкинского шоссе.